Сентябрь, 2015

Проект Разгром: корпоративный софт из коробки

Опубликовано: 03.09.2015 | 2176

Многие офисные работники от всего сердца поддерживают главного героя Бойцовского клуба в его желании разнести мир на тысячу кусочков и делать из людей мыло. А потому что непродуманное корпоративное ПО (программное обеспечение) ещё и не такое может сделать с обычным сотрудником компании.

Корпоративное ПО – это специально разработанное программное обеспечение, используемое для удовлетворения потребностей целой организации, а не отдельных пользователей.

Наверное, в этом и кроется причина эпичной нелогичности некоторых продуктов. Конечно, не весь коробочный софт плох, но вы точно сможете припомнить некоторые «достойные» экземпляры. Этакие дорогущие и нефункциональные приложения, которые предприятия используют для своих внутренних нужд (банковские, кадровые и бухгалтерские операции, коммуникации), и которые способны превратить каждый рабочий день человека в мини-версию ада. Вот о них и будем говорить.

Глючное корпоративное ПО

Почему готовое решение подходит не каждой компании?

Начнём с небольшого примера. Предположим, что работа административного отдела вашей компании зависит от быстродействия и эффективности электронного архива или биллинговой системы. А представьте, что:

  • без нагрузки ПО еле живое, а при малейшей нагрузке зависает намертво;
  • даже бумажный архив вести удобнее, чем пользоваться системой;
  • требуется настройка совместимости с важными продуктами, а почему-то реализуется совместимость с Excel, который сотрудниками не используется;
  • а техническая поддержка отсутствует как вид.

Неприятно, наверное, но жить-то можно, да? А залезем-ка в голову офисного работника. Вы – это он. Каждый день вы тратите на минутную задачу 5-10 минут, а таких задач у вас двадцать. И вы ждёте, пока компьютер «отвиснет» обратно, пока программа загрузится, пока выполнит операцию. При этом никто эту проблему не решает.

И что вам делать, сидеть и смотреть в монитор? Нет конечно, вы с коллегами соберётесь в группу поддержки, прогуляетесь, кофе попьёте, поболтаете, покурите и заодно подумаете – а стоит ли тратить своё время впустую? Нет ли способа работать без проблем? Где-то в другом месте. Снаружи вы всё ещё обычный человек, а внутри уже строятся теории по разрушению системы, да-да, так это и начинается.

Проблемный коробочный софт

Из-за неэффективного программного обеспечения компания теряет и деньги, и адекватных сотрудников.

И проблема здесь в том, что крупные компании часто боятся инноваций, особенно в сфере их внутреннего программного обеспечения. Поэтому они остаются в зоне комфорта и закупают коробочное ПО, боясь затрат на индивидуальную разработку. Но эта зона комфорта в итоге может обернуться убытками, а всё почему?

Во главе стоит одна простая причина:

Как правило, компания-разработчик не заинтересована в удовлетворении частных потребностей конкретной компании. Поэтому продукт собирается с максимумом возможных функций, которые вам, может, и не понадобятся никогда. Но компания-разработчик получает больше прибыли, покрывая потребности максимального количества клиентов. И никому не интересно, что ваши процессы строятся по-другому.

По сути, не софт подстраивается под компанию, а наоборот. При этом внедрение традиционных корпоративных систем потребует и времени, и денег, и настройки. Также придётся обучить людей работать в новом окружении, а затем ещё подождать, пока персонал освоится и привыкнет к ПО. А по итогу, никто не гарантирует, что всё это займёт меньше времени, чем если бы вы делали софт на заказ.

Как с коробочным, так и с заказным ПО ключевыми являются эти три момента: опыт компании-разработчика, качество технической поддержки и возможность кастомизации ПО. Если ваши рабочие процессы удобно покрываются популярным программным обеспечением, то индивидуальная разработка софта вам без надобности. При этом, именитые компании дорожат своей репутацией, поэтому к ним можно обратиться с просьбой о перенастройке их готового продукта и получить быструю реакцию на запросы и возникающие проблемы.

Но чаще встречаются продукты, с которыми приходится строить отношения вида «стерпится-слюбится», только без части «слюбится». К примеру, коробочная CRM Битрикс24. Наши специалисты считают этот продукт сырым, во многом из-за неподдерживаемых протоколов. И техническая поддержка не стремится закрыть бреши, так как основная цель – продать коробку – уже достигнута.

Недостаточная техподдержка

А вот ещё проблемы, которые нередко поджидают пользователя в готовых продуктах и причиняют ему неудобства.

Часто встречающиеся недостатки коробочного ПО:

  • Безвкусный пользовательский интерфейс (UI, User Interface).
  • Болезненный опыт использования (UX, User Experience).
  • Уязвимости в безопасности. Как показывает практика, самый безопасный софт – это структура, неизвестная злоумышленнику. Реализация алгоритмов индивидуально написанного продукта известна и понятна только разработчику.
  • Система решает основные задачи по-своему, часто не так, как это требуется сотрудникам компании.
  • ПО перегружено бесполезным для вас функционалом.
  • Виснет, глючит, вылетает – т.е. либо ПО не оптимизировано, либо мощность офисной техники не может с ним справиться. Но не ставить же суперкомпьютеры для работы с одним-единственным продуктом?

Как с ними бороться?

Логичные пути решения – перейти на другое готовое ПО, доработать существующее или разработать систему под себя.

Другой софт может быть более приспособленным под ваши задачи, хотя вполне вероятно, что часть из выше описанных недостатков останется. Это типичная ситуация выбора из двух зол.

Или вы можете пошаманить над внедрённой системой. Для функциональных проблем и оптимизации можно воспользоваться как внутренними силами, так и наладить диалог с компанией-разработчиком. Но это опять-таки потребует времени и дополнительных затрат, бюджет на которые необходимо и выделить, и согласовать. Да и далеко не всякая система позволяет внести локальные изменения под нужды конкретной компании.

Разработка корпоративного ПО

В конечном итоге, чтобы продукт получился лаконичным, но функциональным, компании лучше не опираться на готовые решения, а разрабатывать ПО под себя. И говоря про «себя», мы имеем в виду конечного пользователя. Того, кто будет составлять и отправлять отчёты, вносить данные и день за днём строить свою работу в рамках созданного ПО.

Да, это тоже не самый простой вариант, особенно, если вы уже «срослись» с внедрённым продуктом. Но. Мы помним, что перегруженная функционалом и «глючная» система вытягивает из вашей компании деньги и ценных кадров.

Как получить обратную связь от своих сотрудников?

Ваши сотрудники будут более продуктивными и счастливыми, если софт не виснет на 10 минут каждые полчаса. Они перестанут «закуривать» ожидание, собираться и бить друг друга жаловаться на компьютеры, систему, начальство, жизнь. Поэтому надо собрать конкретные запросы персонала. Для этого нужно поставить задачу тому, кто общается с сотрудниками и их компьютерами больше всего.

Индивидуальные программные решения

Наиболее вероятно, что это будет системный администратор. В нашей компании это именно он, и вот как мы строим процесс работы с проблемами в ПО:

1. Мы создали проект HelpDesk в системе JIRA.

2. Все сотрудники имеют к нему доступ и при возникновении трудностей с софтом, они делают пометки и ставят задачи нашему системному администратору.

3. Админ разбирается с проблемами.

А в случае необходимости разработки программного обеспечения для компании, системный администратор будет, как минимум, понимать, кто из сотрудников им будет пользоваться.

Да, мы понимаем, что разработка ПО под себя – это вызов, но лучше через тернии к звёздам, чем каждый день работать с чем-то подобным:

Коробочный софт

Поделитесь своим опытом использования готового корпоративного ПО! С какими проблемами вы столкнулись, что вас раздражало, смогла ли компания-разработчик отреагировать и предложить достойное решение? Или вы сразу решили делать окружение под себя? Мы с удовольствием поддержим обсуждение в комментариях.

Желаем вам работать только с продуктами для людей, а не для галочки!