Октябрь, 2015

4 гвоздя в крышке аутсорс проекта

Опубликовано: 07.10.2015 | 1557

Мы и сами от этого не в восторге, но рецепт рабочего со всех сторон IT- аутсорсинга – это мифический единорог. Зато мы знаем, как выглядят гвозди, готовые прибить намертво таз, которым может накрыться ваш проект. И дело совсем не в технологиях или инновациях, а в людях, стоящих за ними. Всё начинается и заканчивается с отношений и общения (или их отсутствия).

Взаимодействие сторонней команды и заказчика может как поднять продукт на 80 уровень, так и спустить прямёхонько в небытие

Мы нашли четыре гвоздя в руках заказчика и исполнителя, убивающие проект на уровне общения. Избавляемся от них и поддерживаем политику аутсорсинг-разоружения!

Гвоздь №1. Поиски виноватого

Не важно, сколько километров разделяют аутсорсера и заказчика, расстояние – не оправдание для редкого общения. Если обратная связь недостаточна или отсутствует как вид, обе стороны тыкают друг в друга пальцем, пытаясь найти виновного.

Отсутствие договоренностей превращает деловые отношения в дешёвый балаган с плохими актёрами

Сложные проекты, такие как внедрение CRM, могут обрасти Эверестом проблем из-за малейших технических багов и/или недопонимания между людьми. Клиент начинает винить стороннюю компанию за «фальшивые обещания». Исполнитель этим недоволен. Слово за слово – и рутинный баг раздувается до размеров горы. При достаточном количестве нецензурной лексики в словарях обеих сторон релиз может задержаться на несколько месяцев!

Гвоздь №2. Цена вопроса важнее результата

Компании, которые привлекают сторонние ресурсы тестирования/разработки, часто сосредотачиваются на получении услуг по меньшей ставке, не обращая внимания на всю картину. А не помешало бы задуматься над вопросом: возможно, за низкую стоимость вы набираете себе неоправданно большую, но малоэффективную команду? Это важная составляющая общего успеха проекта.

финансовые проблемы аутсорсинга

К примеру, у аутсорсера А ставка команды около $ 100 в час, но команда в основном состоит из джуниоров с небольшим опытом. Аутсорсер В оценивает свои услуги от $ 200 в час, и его команда складывается из более опытных людей, хотя количество сотрудников может составлять только треть команды А.

Итого. Вы платите, к примеру, $ 100 в час за 8-10 человек, которые могут не знать всех нужных проекту нюансов. Или отдаёте те же $ 100 в час за работу 4-5 людей, досконально понимающих процессы. Казалось бы, больше – лучше! Но нет, результат определяет не количество людей, а такие факторы:

  • наличие у команды опыта в подобных проектах;
  • дополнительные («запасные») специалисты в компании подрядчика, готовые подменить;
  • система обучения на рабочем месте, наставники/менторы;
  • отлаженная система менеджмента (не только проектного, но и по операционным процессам на уровне компании: финансы, коммуникации, документация).

Гвоздь №3. Фанатичный контроль

Один из подводных камней аутсорсинга – заказчику бывает сложно удержаться от желания контролировать каждый шаг подрядчика. Но смысл работы со сторонней командой и состоит в том, чтобы положиться на опыт и знания удалённых ресурсов. Давая команде возможность добиться поставленной цели с помощью их собственного подхода, вы позволяете продукту стать более качественным.

Например, заказчик заключает контракт с аутсорсером для поддержки SAP в системах, используемых на промышленном предприятии. Реальная цель проекта заключается в повышении производительности предприятия. Тем не менее, если компания-заказчик требует исключительно выполнения условий соглашения об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA), то она может навредить себе же.

Использование SLA, которое не совпадает с целями бизнеса, ведёт к тому, что подрядчик технически выполняет все пункты соглашения об уровне обслуживания, но заказчик не получает бизнес-результатов. Когда аутсорсеры не могут привнести собственные идеи и оптимизировать процессы, основная цель проекта – более эффективное производство – не достигается.

Толковый аутсорсер – это вдобавок и умелый внешний консультант, которому интересны ваши достижения. Поэтому он обязательно поднимет вопрос сочетания SLA и ваших целей и даст совет, как прийти к наиболее эффективному и прибыльному результату.

Гвоздь №4. Требование читать мысли

К сожалению, невозможно одолжить свой мозг на аутсорсинг. И чтобы сторонняя команда реально понимала потребности заказчика, недостаточно просто подписать договор на оказание услуг. Некоторые компании всерьёз убеждены, что аутсорсер периодически побеждает в битве экстрасенсов, с легкостью читает мысли и передаёт их всей команде по воздуху. Поэтому зачем сторонним разработчикам вообще какие-то требования, пожелания, задачи?

Практически невозможно получить продукт на 100% таким, каким он рисуется в голове. И не важно: идет речь об аутсорсинге или внутренней команде. Именно поэтому нужно писать качественные спецификации, чтобы в случае невозможности наладить ежедневные чат-конференции у команды был чёткий план действий.

Бизнес-цели могут быть подвижными мишенями – и как аутсорсер будет знать, куда стрелять, чтобы попасть в десятку? Так что если хотите своевременно получить нужный результат и оправданные ожидания, объясняйте, к чему стремитесь, и корректируйте процесс разработки.

Итак, подводя итоги, скажем о следующем. Каждый гвоздь может как парализовать проект на время, так и остановить его навсегда. Основное в процессе разработки нового продукта – это помнить, что аутсорсинг предоставляет уровень профессионализма, который дополняет вашу внутреннюю команду. Вы нанимаете ребят, которые умеют и знают нужные вам вещи.

Поэтому сторонняя команда может предлагать инновационные решения, но не может читать мысли. И, конечно, достижение бизнес-целей не стоит путать с заполнением чек-листа соглашения на предоставление услуг.

Поделитесь мыслями в комментариях. Приходилось ли вам сталкиваться с похожими проблемами в проектах? Расскажите – мы обязательно обсудим!