Чтобы научиться работать с компаниями-аутсорсерами на разных финансовых условиях, незачем проверять их на своем опыте и порой платить за это плохим настроением, сорванными сроками и перерасходами бюджета.
В идеальном мире можно один раз заплатить проверенной команде, сразу одобрить соответствующий всем требованиям и «хотелкам» продукт, пустить его в релиз и радоваться прибыли! Но в жизни все не так.
У каждой модели финансового взаимодействия есть свои плюсы и минусы, как для заказчика, так и для подрядчика. И определять подходящий вариант нужно на основании специфики бизнеса, объема работ и вида проекта. В прошлой статье мы сравнили подходы Fixed price и Dedicated team, пообещав отдельно рассмотреть Time & Material. Обещали – делаем!
Суть Time & Material
Понятие модели Time & Material (T&M, «Оплата по факту») означает оплату за результат, исходя из трудозатрат. Заказчик платит не за объем работы, а за человеко-часы, потраченные командой подрядчика на разработку и внедрение ПО. T&M хорошо показывает себя в случае, когда не получается определить полный объем работ или сроки их выполнения. Казалось бы,
Вот она, кнопка «деньги» для подрядчика – он может раздувать время проекта и его бюджет до бесконечности!
Но нет. Знающий заказчик делит сотрудничество с подрядчиком на этапы по 2-4 недели. Перед началом каждого этапа клиент и команда вместе определяют цели и задачи, а после его окончания исполнитель предоставляет отчеты о результатах и ведомости трудозатрат.
Этапы могут завершаться по-разному: от бэк-эндовых модификаций до полноценного рабочего прототипа/билда ПО, а в исключительных случаях и до версии системы, готовой к релизу. Кстати, по времени и принципу этапы T&M похожи на итерации в Scrum, поэтому модель «Оплата по факту» часто используется в связке с гибкими методологиями разработки.
Заказчик оплачивает проект на основе почасовой ставки каждого члена команды и трудозатрат. Поэтому неоправданно раздуть проект у подрядчика не получится. Условия оплаты оговариваются индивидуально. В зависимости от пожеланий заказчика, платежи производятся поэтапно, ежемесячно, раз в полгода и так далее.
Для планирования и контроля выполнения задач, а также мониторинга времени и ошибок, наша компания использует систему JIRA. Представители заказчика также получают к ней доступ, чтобы отслеживать ход работы над проектом и контролировать свои затраты. В ином случае, аутсорсинг-команда может получить доступ к системе заказчика, если ему привычнее работать в другой среде (Redmine, Basecamp).
Давайте посмотрим, когда рационально использовать T&M.
C точки зрения заказчика
Преимущества:
Минусы:
C точки зрения подрядчика
Преимущества:
Минусы:
Он может начать рассматривать каждую задачу под микроскопом и в некоторых особо тяжелых случаях никакая система учета трудозатрат не спасет. Вот программист отметил в той же JIRA выполнение задачи за 6 часов. Почему 6? Почему не 5, не 3? Стремление сэкономить каждый доллар, недоверие и, возможно, ограниченный бюджет вынуждают его спорить по каждой мелочи. Такому заказчику ничего не докажешь.
Для некоторых подрядчиков проще единожды получить указания и действовать в соответствии с ними от начала и до конца. А уж быстро подстраиваться под меняющиеся требования и одинаково эффективно работать с кардинально разными элементами – это не для всех.
Какие проекты подходят для T&M?
Конечно, особенности каждого проекта могут как упростить обеим сторонам жизнь, так и подпортить всем настроение. Поэтому мы хотим ещё и обозначить типы проектов, для которых рекомендуется модель Time & Material:
1. Проект на стадии тестирования, багфикса, обслуживания или доработок. Для выполнения отдельных блоков работ T&M – очень удобный вариант. Каждую стадию можно описать в подробных ТЗ, особенно когда первичная документация проекта тоже доступна и понятна.
2. Среднесрочный проект с нуля. Сюда мы относим продукты, которые укладываются в сроки до полугода, привлекают команды от 5 человек и требуют как минимум среднего уровня технической документации. Модель «Оплата по факту» позволяет подрядчику подстраиваться под желания клиента и требования рынка, поэтому четкие спецификации, хоть и нужные, могут отсутствовать на первых порах. Тогда документация будет писаться в ходе работы или станет первой задачей в рамках проекта.
3. Большой проект с нуля. Когда размеры продукта требуют усилий кросс-функциональной команды от 25 человек, а сроки разработки начинаются от 1 года, заказчику также выгодно использовать модель Time & Material. В связи с такими объемами и временем работы, предварительные спецификации для всего проекта составить крайне сложно. Они могут раскрываться хоть на тысяче страниц и будут корректироваться по ходу разработки.
Обдумывайте свой проект с разных сторон и советуйтесь со своим подрядчиком по поводу наиболее выгодной для вас системы проектного аутсорсинга. Напоминаем, что у нас есть удобная табличка со всеми тремя методами финансового взаимодействия. Изучайте и делайте свой проект прибыльным!
Предыдущая статья
Тренды электронной коммерции 2015-2016
Следующая статья
Разработка веб-портала. На что обратить внимание?